gronlandsvarg (gronlandsvarg) wrote,
gronlandsvarg
gronlandsvarg

Рио-де-Жанейро. Метрополитен

Учитывая 6,5 миллионов населения (11 млн. включая агломерацию) и площадь города почти на четверть больше старой Москвы, нынешней системе метро Рио (Metrô Rio) с тремя линиями и 41 станцией далеко до удовлетворения потребностей жителей. Однако даже то немногое, что есть, вписано в план города почти идеально: центр более-менее равномерно (сейчас — после открытия линии 4, которая, правда, в первое время работает только для участников Олимпиады) соединен с южными и северо-западными районами. На восток от центра — воды залива Гуанабара, на запад довольно быстро начинаются очень крутые, часто недоступные без специального снаряжения горы национального парка Тижука. По склонам гор лепятся фавелы, в которые метро не будет проведено, наверное, никогда. Прямо на север хорошо бы иметь хоть какую ветку в аэропорт Галеан, одни из двух главных воздушных ворот страны, который пока остается без "тяжелого транспорта" (но, по крайней мере, к Олимпиаде аэропорт присоединили к системе BRT, что в некоторой мере решило проблему). Система состоит из трех линий, оригинально имеющих нумерацию 1, 2 и 4. Третья, которая должна была соединить Кариоку с Нитероем, пройдя в туннеле под Гуанабарой, все еще стоит в перспективных планах в ожидании, гм, частного инвестора. В центральной части города линии 1 и 2 сливаются в одну.

1. Большинство подземных станций — колонные двухпролетные трехплатформенные (хотя есть и исключения). Теоретически поезд сначала открывает двери на среднюю платформу для выхода, потом — на боковую, для входа. На практике никто не запрещает входить и со средней платформы. Казалось бы, гораздо выгоднее вбежать в вагон первым и занять свободную сидушку, но этим почти не пользуются, и вообще в метро Рио люди достаточно вежливее и часто уступают места. Особенно по контрасту с московским метро. Характерная особенность крупных южноамериканских городов — повсеместное ношение рюкзака спереди — присутствует и в метро. На фото — станция "Ботафого".



2. Очень удобны экраны, отображающие текущее положение поездов, ожидающихся на станции. Из-за длительных остановок на некоторых станциях невозможно в точности отобразить секундомер до следующего поезда, и вот такая инфографика дает более-менее объективное представление.



3. Отделка станций, как правило, минимальна: обычно это пластиковые щиты до высоты 2-3 метра. Освещение устроено таким образом, что остальная часть станции включая своды, как бы исчезает из осознанного поля зрения. Станция "Кардинал Арковерде" (линия 1), названая в честь первого кардинала из Латинской Америки (дело было в начале XX века), родом из Рио.



4. Переходы декорированы поаккуратнее, и освещение в них поярче. Выход из той же "Кардинал Арковерде" в сторону Копакобаны.



5. И переход на "Эстасио". Долгое время "Эстасио" была единственной станцией, где красиво объявляли "трансференцию" — пересадку португальски. Дело в том, что схема метро Рио отличается в будни и выходные дни. В будни линия 2 заходит на часть линии 1, а в выходные поезда второй линии доходят только до "Эстасио", минуя "Новый город". Полосатые люди — это болельщики "Васко да Гама", возвращающиеся с матча, где их клуб завоевал титул чемпиона Рио 2016.



6. Твердые скальные породы позволяют разместить под землей обширные станционные пространства с минимальными затратами. На фото — двухэтажный зал конечной станции "Генерал Осорио" на южном конце линии 1, в Ипанеме. Характерно, что генерал был ставленником испанских властей в Чили и воевал с национально-освободительной армией и, по идее, бразильцам особо не за что его чествовать.



7. Большинство наземных станций — однопролетные с боковыми платформами, подобно "Филям". На фото — редкое исключение, дальняя конечная линии 2 "Павуна". Большие интервалы позволяют оборачивать поезда прямо на станциях. Здесь произошел забавный случай: местный парень, признав во мне иностранца, решил, что я заблудился (для гринго заехать на "Павуну" — все равно, что в Бутово). Он долго пытался выяснить, куда мне надо, а я просто хотел, чтобы он от меня отстал, чтобы спокойно сфотографировать станцию. Наконец, думая, что я не понимаю, он открыл на телефоне переводчик и перевел свой вопрос на английский. Я попросил у него телефон и по-английски ответил, что я просто люблю снимать в метро и со мной все в порядке. Он обрадовался интересу и взаимопониманию, показал большой палец (универсальный жест согласия и одобрения в Бразилии) и исчез в толпе.



8. В метро работают составы двух типов, старый и новый. Линия 2 целиком укомплектована старыми, а на 1 работают оба типа. Новые составы поставляются из Китая, причем от момента заказа до поставки прошло всего два года. Тот же завод Чанчунь работает и для Тегерана, Сингапура, обоих метрополитенов Саудовской Аравии, не говоря о множестве городов самого Китая.



9. Китайский состав из шести вагонов со сквозным проходом. Колея 1600 мм позволяет максимально расширить вагонное пространство. В отличие от Мытищ и СНГ в целом китайцы переняли тренд на сужение профиля вагона кверху: с одной стороны, это позволяет уменьшить диаметр туннеля, с другой — позволяет стоящим и сидящим пассажирам не мешать друг другу, сидящие сидят как бы в нише в нижней части вагона.




Метро других городов в этом журнале:
Брисбен
Днепр (быв. Днепропетровск)
Кривой Рог
Ливерпуль
София
Харьков

Tags: Бразилия, Южная Америка, городской транспорт, метро, мои путешествия, мои фотографии, транспорт
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment