gronlandsvarg (gronlandsvarg) wrote,
gronlandsvarg
gronlandsvarg

Старейшие церкви Подмосковья

Вслед за списком подмосковных деревянных церквей я сделал список древнейших церквей области. Условно отнес к древнейшим сооружения XIV и XV веков, которых получилось ровно 10, хотя некоторые — с большими оговорками (из списка это будет понятно). Интересно, что первую семерку от последующих (и от всего XVI века, который наполнен более равномерно) отделяет пятидесятилетний провал. И это понятно, учитывая соответствующие этому периоду развал Орды, начало междоусобиц за великое княжение, а также падение Константинополя в 1453 году. Почти все сохранившиеся постройки того времени на дилетантском уровне могут быть отнесены к "древнерусским храмам ка они должны быть": крестово-купольные, трехапсидные, четырехстолпные, разделенные лопатками на три прясла, с позакомарным (по крайней мере, изначально) покрытием.

(На период XIV-XV вв. приходятся: Столетняя война, возвышение империй ацтеков и инков, война Алой и Белой роз, завершение реконкисты, разгул инквизиции и открытие Америки. В Лондоне был выстроен собор Св. Павла, шла активная фаза возведения Кёльнского собора, реконструировался собор Св. Петра.)


  1. Коломна. Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Городище. Необычное посвящение, правда? Какими только веками ни датировалась — от XII до XIV. Наиболее похожие на правду датировки — Альтшуллера (вторая половина XIV века) и Заграевского (начало XIV века). В существующем сегодня здании от XIV века сохранилась нижняя половина стен четверика и стены апсид. Граница веков XIV и XVI хорошо видна в разнице кладки и в появлении лопаток. После реставрации 1960-х гг. сняты поздние наслоения и зданию возвращен облик XVI века. Считается одной из трех сохранившихся построек так называемой «послемонгольской архитектуры». В 1780 году пристроены небольшая шатровая колокольня и трапезная, скрывшие перспективный портал западного крыльца.
  2. Село Каменское. Церковь Николая Чудотворца. 1370-е гг. (по Альтшуллеру) или даже 1309-12 гг. (по Заграевскому). Вообще этих двух историков архитектуры крайне интересно читать и сравнивать друг с другом. Датировка Никольской церкви больше похожа на детектив, я получил истинное наслаждение от хитросплетений заграевской аргументации. Если датировка (обоих) верна — это старейшее сохранившееся здание Москвы и области, хотя и не без переделок (включая недавно пристроенные сени). Хотя другие работы датируют Каменское XV и XVI вв.
  3. Можайск. Церковь Иконы Ахтырской Богоматери. В позднюю конструкцию церкви вошла стена более раннего храма, относимая к концу XIV века (об этой истории я уже писал).
  4. Звенигород. Успенский собор на Городке. 1399-1400. Широчайше известная церковь, часто упоминаемая как наиболее древняя в Подмосковье (на самом деле — один из четырех того периода, полностью сохранившихся, хотя и не без переделок). Раннемосковское зодчество, крестово-купольный четырехстолпный одноглавый храм. К сожалению, утратил позакомарное покрытие. В интерьере сохранились рублевские росписи начала XV в.
  5. Звенигород. Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря. 1405 (по другим данным 1430-е). После войны отреставрирован в попытке вернуть памятнику аутентичный вид. На мой дилетантский взгляд это удалось, хотя профессионалы недовольны.
  6. Можайск. Старо-Никольский собор в кремле. 1410-е гг., воссоздан в виде полной (как считается) копии в 1849-52. Хотя мне сложно поверить, что оригинальное здание было сложено из красного кирпича.
  7. Сергиев Посад. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. 1422-23. Древнейшее из сохранившихся зданий Лавры, белокаменный одноглавый четырехстолпный храм крестово-купольного типа. В интерьере — пятиярусный иконостас с иконами Андрея Рублева и Даниила Черного (для этого иконостаса была написана «Троица»).
  8. Сергиев Посад. Духовская церковь Троице-Сергиевой лавры. 1476. Редкий крестово-купольный храм «под колоколы».
  9. Волоколамск. Собор Воскресения Христова в кремле. Около 1480. От оригинального здания сохранились стены до уровня сводов. Своды и купол переложены в нач. 1690-х, храм отреставрирован в 1980-х.
  10. Поселок Луговой. Никольский собор Николо-Пешношского монастыря. Рубеж XV-XVI вв. Одноглавый кирпичный четырехстолпный трехапсидный храм. В 1680-х окружен папертью (сейчас паперть частично закрывает вид на собор) и сделан пятиглавым, в 1805-1806 перестроен в псевдоготике. Закрыт в 1920-х, в 1960-х отреставрирован в формах XVI в.
Tags: Московская область, Россия, сайт, списки, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments
Прекрасный список.
Спасибо.
Я бы ещё включил в качестве 10а церковь Рождества Христова в Юркине. Она того же времени.
Юркино — одна из многих уже начала XVI века. Тогда надо будет включать еще шесть построек (если брать только начало века) или даже 36 (если весь шестнадцатый). Может, я и расширю этот список когда-нибудь, но пока пусть будет так.
Я слышал про 1490 год... впрочем, ниже верно подмечено про датировки.

gronlandsvarg

5 years ago

Спасибо, очень любопытно, получилось, что в Можайске я пропустила две церкви.
Впрочем, датировки - дело очень неблагодарное, потому что все по несколько раз перестраивали, и вопрос о том, как много должно остаться в новой церкви от старой, чтобы датировать ее "старым" веком, не имеет единственного решения.
В Можайске одна церковь - просто копия (ее мы видели), во второй я так поняла от старого варианта осталось довольно мало.
Зато в Каменском были. Впечатляет.
А вот в Коломне не дошли, заблудились и повернули :(
Можайск в смысле раннемосковского зодчества действительно сильно проигрывает остальным пунктам из списка (я в нем написал и о восстанволенной копии, и о части стены). Собственно, две можайских церкви здесь только для сохранения полноты списка.

Насчет спорности датировок не соглашусь. При реставрации, я думаю, надо решать отдельно в каждом конкретном случае, до какого состояния восстанавливать памятник (и, конечно, ни в коем случае не обстраивать его новыми присройками, не растесывать новых проемов и т.д., подобно тому же Каменскому). Датировки же сами по себе интересны тем, что дают более полное представление об образе жизни, мировоззрении, строительных техниках, взаимоотношениях между людьми, политическом положении и т.д. и т.п. в соответствующий период.

Городище впечатляет не меньше Каменского. Причем не только сами храмы похожи (отдаленно), но и окружающая местность напоминает одна другую. В Коломне не обязательно пешком иди, можно доехать от автостанции "Старая Коломна" (что рядом с кремлем) на любом городском автобусе, идущем до нового кладбища или школы № 1 (если номер не перепутал). Точно идут 1, 2, 7, 11 и еще какие-то. Очень рекомендую поехать специально "на Городище", можно даже не совмещать с самой Коломной (или совместить с ее редкопосещаемыми частями, например, Щуровым или Бобреневым монастырем).
Ну я на Коломну "подсела", так что думаю доберусь до Городища.

gronlandsvarg

5 years ago

Про Рождественский собор. Последние исследования говорят о том, что датировка 1405 не может быть истинной. Наиболее вероятная датировка постройки 1430-е. В печати есть в сборнике докладов к конференции "Проблемы изучения памятников раннемосковского зодчества" (Звенигород, 2005): "К 600-летию Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря и 100-летию со дня рождения архитектора Бориса Алексеевича Огнева" Сейчас самой книги под рукой нет, но расписано всё вполне адекватно И про смешение в летописях при переписке 2-х событий (постройка Успенского на Городке и Рождественнского соборов) и про финансовые возможности Юрия Дмитриевича, чтобы одновременно две такие стройки произвести, и о междоусобице за престол, которая не позволяла лишние ресурсы на него выделить и т.п.
Согласен, это более, чем вероятно. Датировка 1405 годом и раньше подвергалась критике, и хорошо, если нашелся адекватный исследовательский материал. А кто автор статьи, не припомните?

jizn_i_td

February 26 2013, 08:48:43 UTC 5 years ago Edited:  February 26 2013, 08:50:11 UTC

Дома книга лежит, гляну отпишусь.
Палкина Д.Ю. Аргументы в пользу передатировки собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря

gronlandsvarg

5 years ago

Ну и заветная мечта, чтобы диссертацию Огнева пустили в работу и восстановили позакомарное покрутие на Успенском соборе. Сразу другой совсем вид будет.
Плюсуюсь. И не только бы на нем. Еще бы снимать разрешили бы внутри...
У нас в Ленобласти церкви есть намного более древние, правда их немного, пальцев одной руки хватит чтоб сосчитать.