gronlandsvarg (gronlandsvarg) wrote,
gronlandsvarg
gronlandsvarg

Categories:

Семисотый город. Кривой Рог



Сегодня оцениваем город, случайно оказавшийся семисотым в моем списке посещенных городов и весей. Собственно, из-за распухшего количества этих городов стало трудно ответить на стандартный вопрос «где тебе понравилось больше всего», из-за чего и появилась эта попытка ранжирования. Из-за круглой же цифры немного изменю хронологической последовательности поездки и начну с середины. И поскольку поездка была преимущественно с железнодорожным уклоном, то и на фотографиях будут в большинстве рельсы и часто шпалы. Итак:

Кривой Рог. 4,25


Криворожский район, Днепропетровская область, Украина. 664 тыс. жителей. Второй крупнейший райцентр бСССР, второй крупнейший город, не являющийся областным центром бСССР, второй по протяженности город Европы.

Преамбула. Краткая программа пребывания была такой: я въехал в город электричкой из Орджоникидзе, заселился в ближайшую к вокзалу гостиницу, обкатал скоростной трамвай (СТ) на всю длину, поужинал, переночевал, утром уехал электричкой же в Днепропетровск. СТ пойдет отдельным постом, здесь же будет только рейтинг. Ощущения от города позитивные, хотя стоящих вещей в нем ровно три с половиной: СТ, карьер Южного ГОКа, скалы МОПРа, и на половину потянет лимузин, собранный из 21-х «Волг», установленный у шиномонтажа на трамвайной остановке за «Трампарком». Также интересен сложный ж/д узел в пределах города, но пассажирское сообщение по нему имеет характер спорадический, и для подробного ознакомления требуется много времени.

1. Въезд и выезд = 0,5
Ж/д транспорт (пригород и дальний) развит для такого города даже хорошо, хотя ПДС приходят на КР-главный, находящийся в дальнем углу города, откуда народ вынужден разъезжаться наземным транспортом. На Главном запомнилось очень красивое псевдоготическое здание вокзала и станционные строения, сложенные из дикого рудного камня красноватых оттенков. Как позже выяснилось, этот же материал использовался на линии в сторону Днепра.

ЭР1-381 на ст. Кривой Рог-Главный уходит в сторону Долинской


ЭПЛ2Т-019 и ЭР1-208 на тупиковых путях ст. Кривой Рог-Главный. ЭПЛ скоро поедет в Днепропетровск


Здание вокзала ст. Кривой Рог-Главный



Эм733-69 на постаменте перед вокзалом


Аэропорт Лозоватка – обычная коробка с башней, сильно в стороне от города. Дорого, рейсов мало, но можно лететь через Запорожье или Днепропетровск, в наших условиях можно сказать, что это недалеко. Есть автовокзал, но я там не был.

2. Городской транспорт = 0,25
СТ без логичных начала и конца в значительной части проложен по пустой степи. Линия сильно бы выиграла от продления даже на одну станцию к югу, до вокзала Кривой Рог (Червоная) и на 2-3 перегона к северо-западу, до ст. Роковатая. Можно было бы использовать для внутригородских поездок железную дорогу, но движение по основной внутригородской линии через Мудреную (на которой – пересадка на СТ) – Роковатую – всего 4 пары в день. Не С-бан, в общем. Также имеет место путаница с названиями вокзалов – Кривых Рогов всего три, и приходится каждый раз уточнять, какой конкретно нужен. Подубитые трамвай и троллейбус, много маршруток, автобусы не замечены. Связность системы очень низкая, с многих станций СТ пересесть не на что. Вместе с тем криворожский СТ запомнится мне как единственный в мире метрополитен с функциями зоопарка: на одном из перегонов наш состав приостановился, пропуская крупную самку то ли дрофы, то ли фазана.

КТМ-5 №428 на ул. Косиора


К1 №483 отправился от вокзала в центр


КТМ-8КМ №474 на кольце у вокзала


3. Психологический комфорт = 0,5
Несмотря на частые упоминания в сети криворожского криминала мне в городе было нормально.

4. Еда = 0,75
Ел в «Картопляной хате» на Косиора у цирка и в «Челентано» на Ленина, оба раза нормально. Вообще Украина сильно выигрывает у России наличием таких сетевых заведений с локальной кухней без бутербродов.

5. Жилье = 1,0
Ночевал в «Виктории» в ста метрах от вокзала Криво Рог-главный (220 гривен). Совершенно неожиданно отель оказался очень неплохим. За стойкой сидит лично хозяйка, и своим очень правильным отношением между отелем и клиентом она сделала добрую половину из этой единицы. За день в Кривом мои планы радикально менялись раз пять, и это воспринималось совершенно нормально. За 20 гривен в номер в любое (насколько я понял) время приносят завтрак (чай и разные варианты блинчиков). Тепло, горячая вода круглые сутки. Не «Мариотт», но для такого города весьма.


6. Архитектура = 0
Отсутствует как понятие. Есть своеобразные хрущевки на Металлургов и атмосферные сталинки на Ленина, но ничего особо примечательного.




7. Природа = 0,25
Скалы МОПРа. Вживую не видел, только фото. Смотреть летом.

8. Окрестности = 0,25
Огромные карьеры, особенно Южный ГОК (который пойдет и в номере 9) с кучей монстроидальной техники. В двух часах к югу – Орджоникидзе с единственной в мире электричкой Ср3 (будет отдельный пост).

Отдельно упомяну линию Кривой Рог – Верховцево. Определенно названия станциям на этой линии давали люди с хорошим чувством юмора. Как иначе объяснить появление в голой степи на измученных дождями и оттепелями станционных строениях с облупившейся штукатуркой и разбитой плиткой имен типа «Божедаровка», «Приворот» или «Благословение»? Особенно запомнилась станция «Спокойствие», оснащенная аж двумя туалетами системы «сортир» - вот уж где действительно можно всегда оставаться спокойным.

9. Другие интересные объекты = 0,5
СТ – единственный в СНГ полноценный метрополитен с трамваем в качестве подвижного состава (Волгоград к полноценному метро отнести нельзя, поскольку там основная часть трассы СТ не сегрегированна от остального трафика), который ставит Кривой Рог на одну ступень с Кёльном, Штутгартом и подобными немецкими системами. 11 полноценных станций (и еще одна на консервации), длина линии 16,2 км (больше, чем любой российский метрополитен кроме Москвы и Питера).
Карьер Южного ГОКа – одна из крупнейших в мире дыр, выкопанных человеком. Точных цифр не нашел, но что-то около 600 м в глубину, около 3 км в диаметре. Где-то читал (хотя верится с трудом), что железнодорожный состав с рудой поднимается на поверхность более часа.

10. Хотелось ли бы мне туда вернуться? = 0,25
Посмотреть карьер – определенно. Если только раньше не попаду куда-нибудь на Губкинский или в Мирный.

Итого: 4,25. Да, где-то так и есть: ехать туда стоит только за карьерами и СТ.

Tags: Украина, мои путешествия, рейтинг городов, трамвай, фотографии
Subscribe

  • Ульяновск. День Воздушного Флота России

    1. Сегодня, в третью субботу августа, на Ульяновском заводе "Авиастар-СП", бывшем УАПК, традиционный день открытых дверей, приуроченный к Дню…

  • Рио-де-Жанейро. Метрополитен

    Учитывая 6,5 миллионов населения (11 млн. включая агломерацию) и площадь города почти на четверть больше старой Москвы, нынешней системе метро Рио…

  • Рио-де-Жанейро. Что посмотреть

    В преддверии Олимпиады прерву повествование об Аргентине для короткого рассказа о Рио. Он будет скорее в форме списков ТОП-несколько. Заранее скажу,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Ульяновск. День Воздушного Флота России

    1. Сегодня, в третью субботу августа, на Ульяновском заводе "Авиастар-СП", бывшем УАПК, традиционный день открытых дверей, приуроченный к Дню…

  • Рио-де-Жанейро. Метрополитен

    Учитывая 6,5 миллионов населения (11 млн. включая агломерацию) и площадь города почти на четверть больше старой Москвы, нынешней системе метро Рио…

  • Рио-де-Жанейро. Что посмотреть

    В преддверии Олимпиады прерву повествование об Аргентине для короткого рассказа о Рио. Он будет скорее в форме списков ТОП-несколько. Заранее скажу,…