gronlandsvarg (gronlandsvarg) wrote,
gronlandsvarg
gronlandsvarg

Categories:

Орджоникидзе. Последние в мире рабочие электросекции СР3

Орджоникидзе - среднего размера город (45 тыс. жителей) в Никопольском районе Днепропетровской области. По размеру это примерно аналог подмосковного Дзержинского, а внешне он похож на старую Шатуру. И ничем бы он не отличался от сотен других таких же городков, если бы не две последних электросекции Ср3-1524 и -1758, все еще используемые в регулярной поездной работе с пассажирами (кроме того, здесь работают карьерные электровозы EL21, но они встречаются и в других местах). Три раза в день (по выходным - дважды) сцепка из 6 вагонов отправляется с главного промышленного городского вокзала "Калинина" (есть еще и пассажирский - Чертомлык) на станцию "Промышленная", где расположен основной узел промсети ОГОКа, занятого добычей марганцевой руды. 1524 была выпущена в 1956 году и до 1961 года работала на Белорусском направлении в Москве, 1758 - в 1958 и до 1977 работала в Прибалтике.




Здесь есть также третья секция, но она не на ходу и служит донором запчастей для двух все еще живых. Кроме того, в Грузии существует еще одна Ср3, точнее, единственный моторный вагон от нее, радикально переоборудованный для работы одиночкой, он обслуживает короткий городской маршрут в Хашури.

Согласно фотографии с расписания электропоезда, выложенной в сеть Сергеем Болашенко, и на колторую я ориентировался при подготовке поездки, единственный рейс по полному маршруту до Чкаловского карьера выполняется в 7 утра по рабочим дням (к сожалению, сейчас расписание изменилось). К 7 утра попасть в Орджоникидзе довольно сложно, но не невозможно. Я решил обкатать утренний рейс электропоезда по дороге из Харькова в Кривой Рог. В нужную дату поезда Москва - Кривой Рог, который единственный идет напрямую из Харькова в сторону Никополя не было, пришлось рассматривать варианты с пересадкой Запорожье. Яндекс.Расписания предлагали более, чем двухчасовую пересадку с некоего вагона Миргород - Евпатория к поезду 164, о существовании которого ни е-квыток, ни сайт РЖД ничего не знали. Приезжать в Запорожье раньше - непонятно, что там делать полночи перед отправлением 144-го Керчь - Кривой Рог в 1:59 и ради чего сокращать день в Харькове. Можно было ехать и позже - в 21:22 из Харькова уходит симферопольский поезд 81, но между его прибытием в Запорожье в 1:45 и отправлением криворожского всего 14 минут, которые легко съест любое опоздание и беготня по незнакомому запорожскому вокзалу. Однако я решил рискнуть и взял на е-квытке связку 81+144. С учетом пока еще экстремальной дешевизны украинского железнодорожного транспорта брал купе с намерением хоть сколько-нибудь выспаться. Второй билет взял до Чертомлыка, оставив решение о том, где выходить - в Никополе или Чертомлыке, на потом.

В 81 поезде еще до отправления я расстелился и отошел ко сну, предварительно договорившись с проводницами "не будить" и поставив телефон на за 15 минут до прибытия в Запорожье. Кстати, надо сказать, что за эти две поездки по УЗ мне повезло встретить исключительно приятные бригады проводников. Так вот... Билеты я покупал задолго, выбрал первое купе, чтобы быстрее выйти из вагона, на момент покупки вагон был почти пуст, а место я взял почему-то 3(уже не помню, почему). В купе оказалось 3 мужчин и одна пышная дама на 1 месте. И вот полночи я сквозь сон слышал, как она жалуется своим многочисленным друзьям и родственникам, что вот ее бабка ей купила билет в мужское купе, и что ей надо было при покупке забить купе как "женское" потому де, что место она покупала в пустое купе, поскольку место это первое. Объяснять что-либо пышной даме мне не очень хотелось, но и слушать ее бред к Запорожью поднадоело. Поэтому в час-писят, с опозданием на 5 минут, я выскочил на запорожский перрон с чувством глубокого удовлетворения.

Как раз в это время по громкой связи объявили прибытие 144-го, тоже с опозданием, на 1 путь. С первым путем обычно легко понять где он находится - чаще всего он первый по счету от здания вокзала. Поэтому я, никуда не спускаясь и не поднимаясь, по служебным настилам обошел свой поезд, увидел хвост 144 и даже немного пробежался к нему, на случай, если вдруг состав отправится чуть раньше, или проводницы закроют дверь до отправления (здесь вспомнилась история одного своего приятеля, который часть пути - по счастью, небольшую - из Витебска проехал на подножке, пытаясь через окно достучаться до купе проводников). В 144 бригада оказалась такой же симпатичной и понимающей, как и в 81, я опять договорился "не будить" и предупредил, что выхожу в Никополе. Про выбор между Никополем и Чертомлыком едущим за мной любителям надо сказать следующее. Чертомлык определенно удобнее Никополя для попадания в Орджоникидзе - это лишние полчаса сна, и ехать на автобусе ближе. Но в тот момент у меня не было расписания автобусов по Чертомлыку, и я не был уверен, что в Чертомлыке есть зал ожидания, а ждать ночью автобуса на улице в морозной сырости не хотелось. По Никополю же расписание у меня было, и первый автобус в Орджоникидзе отправлялся в 5:20, что меня вполне устраивало, имея в виду отправление электрички в 7:00.

Поспав часа полтора, я вышел в морозный Никополь, посидел в зале ожидания, купил билет на дневную электричку в Кривой Рог и пошел пешком на автовокзал. Идти там с полклометра максимум. На автовокзале было довольно людно - в 5 уходили маршрутка в Днепропетровск и ЛАЗ еще куда-то по району. Я взял в кассе билет на автобус в 5:20, причем оказалось, что перед ним есть еще и какая-то частная маршрутка, не указанная в расписании, но я предпочел автобус. Вскоре подошел видавший виды "Львовянин" в пригородной комплектации, переоборудованный на газ, мы с водителем немного посидели в темноте и поехали по маршруту 132. Оказалось, что этот маршрут для начала плотно окучивает Никополь: против ожидания на кругу у автовокзала он повернул не налево, на мост через железку, а на юг - вглубь города. Затем, не доехав до водохранилища, автобус делает крутой поворот направо и уже по прямой выезжает из города к мостам через Алексеевский залив. За километр до ст. Чертомлык - поворот направо. Здесь на повороте установлена въездная табличка Орджоникидзе (хотя после последних территориальных изменений Чертомлык также входит в черту города, и проезд из города до станции оплачивается по городскому тарифу).

Весь путь от Никополя до Орджоникидзе проходит по распаханной степи - довольно унылый пейзаж в начале весны, которая здесь уже ощутимо начиналась. За поворотом в город началась раздолбаная бетонка параллельно промветке на Покровский карьер. Вокруг открывались виды на соседние карьеры, где добывается марганцевая руда (не случайно станция вблизи Никополя называется Марганец). Спустя почти час-двадцать после отправления мы выгрузились на "новом" автовокзале Орджоникидзе. Ранее автостанция была на площади перед промвокзалом Калинина (еще и сейчас можно видеть там длинную крытую остановку), которая лежит вблизи географического центра города, но некоторое время назад почему-то на самой окраине была выстроена коробка нового автовокзала. Смысла в ней не очень много - вблизи расположены только церковь и пара домов, отсюда почти куда угодно надо ехать на городском автобусе. Впрочем, часть пригорода и так идет за автовокзал дальше по городу.

1. ЛАЗ-695НГ 132-го маршрута, отправляющийся обратно в Никополь


От автовокзала до вокзала "Калинина" идти минут 20: между жилыми домами справа от церкви через площадь мимо горисполкома и узла связи надо выйти на лежащую в широтном направлении ул. Калинина (самая, пожалуй, интересная улица города), идти прямо до памятника Орджоникидзе у начала парка, здесь повернуть налево и третий перекресток будет лежать как раз напротив вокзала. Характерно, что почти никто из встреченных в этот ранний час горожан не смог меня сориентировать в точном направлении, только уже у самой станции нашелся мужичок, который ткнул пальцем в нужную точку.

2. Город Орджоникидзе


Почти сразу после прибытия я услышал характерные железнодорожные свистки - не паровозные, но что-то около - из той части города, где предположительно расположена станция. Я не обратил на них внимания, а зря - это электропоезд собирался отправиться в первый рейс. Подойдя к вокзалу в 6:50. я узнал, что расписание недавно изменилось, и в соответствии с ним электричка ушла в 6:45. Мысленно ругнувшись и даже забыв выяснить, до какой конечной она теперь ходит по этому новому расписанию, я вернулся обратно в город в надежде поймать машину и догнать состав.

3. Здание ДСП ст. Калинина


Машин, однако, таким ранним утром на улицах почти не было. Хотя день был рабочий и на улицах, а также на рынке, мимо которого я проходил, было относительно людно. Только у горисполкома мне остановилось настоящее такси "с шашечками" - первое увиденное в городе. Сторговались до Промышленной за 35 гривен с учетом того довоза первого пассажира (в машине уже сидела женщина) до недалекого места назначения. Вернулись в итоге к тому же рынку, высадили пассажирку и отправились обратно, за город. Поначалу я не был уверен в качестве дороги к Промышленной, ожидая, что часть пути придется идти пешком, но мы доехали прямо до станции, обсуждая по дороге "как там в Москве" и "как здесь". По пути водитель показал местную "достопримечательность" - женскую колонию. Ехали минут 15.

4. Первый взгляд на С3р-1524+1758


Искомый состав был виден уже на подъезде к платформе. Расплатившись и перейдя несколько путей, я, наконец, смог сделать несколько снимков. Познакомился с машинистами, попросил разрешения на съемку с разных ракурсов. Снимать разрешили, но просили не попасть под один из грузовых поездов - станция большая, постоянно что-то ездит вокруг). Впрочем, сейчас было затишье, лишь два состава крытых вагонов с электровозами EL21 встали друг против друга на соседнем пути.

5. Перерыв "на завтрак": С3р-1524 у пассажирской платформы, EL21-070 и -116


6. Интерьер вагона С3р-1524


Внутри тепло. Отправление должно было состояться минут через сорок, без двадцати девять. К сожалению, в ходе недавнего КР (или даже КРП) в Никополе аутентичные лавочки из лиственницы, которые ставились в СР3 изначально, были заменены на новые из сосновых планок. Помимо этого оказалось, что сегодня ночью состав был разукрашен графитчиками (он ночует на Калинина). Как пошутили машинисты (на самом деле они, конечно, были расстроены): "Один вагон еще ничего, стал похож на американское метро, а остальные просто испачкали своей ерундой".

7. Вагон "американского метро"


8. ДСП ст. Промышленная


9. Секция СР3-1758


10. Скотосбрасыватель СР3-1758


11. Двери СР3-1758 и ступени для выхода на низкую платформу. В отличие от современных электропоездов, здесь дверь открывалась вручную поворотом ручки. Когда-то давно особо отчаянные запрыгивали на малом ходу на подножку после чего можно было войти внутрь.


12. EL21-070. Над передним капотом видны боковые токоприёмники, используемые при погрузке руды (провода в этом случае отводятся вбок).


13. EL21-176


Помимо довольно старых немецких EL21 (производство ныне уже не существующего з-да им. Кирова, г. Лейпциг) на сети пробовали использовать отечественные электровозы серии ПЭ, но эти последние были значительно выше, не всегда умещаясь в существующие габариты приближения строений, что усложняло погрузку. Другое преимущество EL21 - гибкое сочленгение коротких секций, позволяющее им проходить более крутые кривые, которых на ОГОКе множество.

Поговорили с машинистами о разном железнодорожном вплоть до первых электричек Баку - Субунчи. Среди прочего мелькнул слух, что жить электричке осталось месяца два, и есть вариант замены на никопольскую ЭР1. Мужики оказались в целом позитивными и отнеслись к моему интересу с пониманием. К отправлению собрались пассажиры, и ровно в 8:40 поехали.

14. Маршрут движения электропоезда


По дороге есть несколько остановочных пунктов с заметенными снегом короткими платформами - Дачная, Катериновка и другие. На одной из них кто-то даже к нам подсел, но основной пассажирооборот - на о.п. 5 км (это близко к центру Орджоникидзе) и на Калинина. Пейзажи по пути - та же разрытая карьерами степь и множество железнодорожных путей, подходящих и отходящих слева и справа. Протяженность маршрута до Калинина составляет около 7,5 км, ехали неспешно и с остановками 20 минут. На вокзале я еще раз обошел электричку со всех сторон (кто-то из здания вокзала даже крикнул: "Снимайте-снимайте, это раритет, ей недолго осталось").

15. СР3-1524 на ст. Калинина


16. Там же


17. EL21-098 с вертушкой думпкаров


Поговорил еще немного со служащими ЖДЦ ОГОК, выяснив, что максимальная загрузка состава в пиковые рейсы достигает 300-400 человек (то есть для 6-вагонной электрички довольно много, и ясно, что автобусами не перевезешь). Подождав несколько минут ближайшего автобуса 3 (пришел ПАЗик, они составляют основу орджоникидзевского парка), я залез в почти пустой салон и отправился на ст. Чертомлык. Проехали почти весь город в обратном направлении, рынок (много народу) и автовокзал (салон уже битком). С Чертомлыка электричкой уехал в Кривой Рог.

18. Здание ст. Чертомлык


19. ЭР1-233 прибывает со стороны Кривого Рога


20. ЭР2-381 прибывает из Никополя в сторону Кривого Рога


Текущее (примерное, записанное со слов) расписание электропоезда по маршруту Калинина - Промышленная:
6:45 - 7:05 ежедневно (обратно 8:40 - 9:00)
15:00 - 15:20 по рабочим (обратно?)
18:45 - 19:05 ежедневно (обратно?)

Рейтинг Орджоникидзе:
1. Въезд-выезд = 0,25. Ближайшие аэропорты - Запорожье и Кривой Рог, ближайшая станция - Чертомлык с редкими поездами и электричками, от нее около 20 минут редким автобусом.
2. Перемещение по городу = 0,25. Автобусы есть, с остановками хуже. Остановить на улице такси почти нереально.
3. Психологический комфорт = 0,5. Народ по городу встречался нормальный. Хотя, может, потому что было утро.
4. Инфраструктура = 0.
5. Архитектура = 0.
6. Природа = 0.
7. Культурный и исторический контексты = 0.
8. Окрестности = 0.
9. Другие интересные объекты = 1. Последний в мире состав СР3, регулярно (трижды в день) используемый в пассажирской работе.
10. Хотелось бы вернуться? = 0.
Итого: 2,00.

Tags: Украина, железные дороги, заброшка, малые города, мои путешествия, мои фотографии, рейтинг городов, транспорт
Subscribe

  • МЭРский Дед Мороз

    Что-то лето поднадоело уже, вспомнил зиму. Кто-нибудь помнит, как 10 лет назад, на новый, 2006 год Дмитрия Донского переодели Дедом Морозом? Тогда,…

  • Ульяновск. День Воздушного Флота России

    1. Сегодня, в третью субботу августа, на Ульяновском заводе "Авиастар-СП", бывшем УАПК, традиционный день открытых дверей, приуроченный к Дню…

  • Рио-де-Жанейро. Метрополитен

    Учитывая 6,5 миллионов населения (11 млн. включая агломерацию) и площадь города почти на четверть больше старой Москвы, нынешней системе метро Рио…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • МЭРский Дед Мороз

    Что-то лето поднадоело уже, вспомнил зиму. Кто-нибудь помнит, как 10 лет назад, на новый, 2006 год Дмитрия Донского переодели Дедом Морозом? Тогда,…

  • Ульяновск. День Воздушного Флота России

    1. Сегодня, в третью субботу августа, на Ульяновском заводе "Авиастар-СП", бывшем УАПК, традиционный день открытых дверей, приуроченный к Дню…

  • Рио-де-Жанейро. Метрополитен

    Учитывая 6,5 миллионов населения (11 млн. включая агломерацию) и площадь города почти на четверть больше старой Москвы, нынешней системе метро Рио…