gronlandsvarg (gronlandsvarg) wrote,
gronlandsvarg
gronlandsvarg

Categories:

Харьковский метрополитен

Подземная железная дорога в Харькове планировалась задолго до 1975 года, когда она действительно была открыта. Поначалу в Харькове - впервые в СССР - даже серьезно проектировался полноценный С-Бан (аналогично берлинскому) с полнопрофильными железнодорожными туннелями, которые должены были соединить наземные пути в разных частях города, и по которым должны были пройти обычные электрички. Циркулирует легенда, что на этом проекте жена некоего высокопоставленного чиновника то ли ЮЖД, то ли горадминистрации защитила себе то ли докторскую, то ли кандидатскую. Так или иначе, проект был "задвинут", а в 1975 году в Харькове, шестом по счету городе СССР, открылась первая линия - Свердловско-Заводская (ныне Холодногорско-Заводская). На сегодня в Харькове 3 линии и 29 станций (к концу 2012 года с пуском Проспекта Победы будет 30), что выводит его на 4 место по бывшему СССР и на 7 - по всей Восточной Европе, метрополитены которой строились преимущественно в одной технологическо-идеологической канве. Первоначальный проект и его нынешнее продолжение были столь успешны, а архитектор Спивачук, спроектировавший львиную долю харьковских станций - столь талантлив, что, согласно некоторым данным, на сегодня себестоимость проезда в Харькове - самая низкая в бывшем Союзе.

Харьковский метрополитен как транспорт (безотносительно к оригинальной конструкции или к пышной отделке станций) мне понравился более других на нашем пространстве (исключая, возможно, московский). Чистые светлые станции, легкие конструкции, интересные решения делают его достойным детищем харьковского клана технарей. Красивая и функциональная отделка станций тоже не отстает, чего стоит хотя бы идея использования металлоэмалевой плитки. Даже в глубокий час-пик большие потоки пассажиров не превращаются в толпу, и я не заметил здесь влажной духоты, характерной для старых киевских и питерских станций.

Посмотрим на некоторые станции Харьковского метро, и начнем с Холодногорско-Заводской линии. Линия была пущена в 1975 году как первая очередь, сейчас достроена до 13 станций (длина - 17 км). Как и было принято в те годы, первая линия соединила основные ж/д вокзалы, автовокзал, центр города и мощный промышленный массив вдоль Московского проспекта.

"Радянська" (что характерно - так и не переименованная "Советская"). С уверенностью можно утверждать, что редкий гость города минует эту станцию, расположенную под площадью Конституции.
1. Боковой зал "Советской" (над путевым пролетом - переход на "Исторический музей"):


2. Мраморная облицовка почти пустой "Пролетарской" (это дальняя конечная станция на восточном краю города, мало, кто доезжает до нее):

"Спортивная" была построена вблизи стадиона популярного в те годы клуба "Металлист". Года три назад свод даже выкрасили в желто-синие клубные цвета, и теперь в дни матчей фанатам легко затеряться на фоне свода. Кстати, свод из сборных бетонных элементов, так сильно напоминающий стандартное решение почти всех подземных станций Вашингтонского метро, впервые появился именно в Харькове. Станция соединена переходом с конечной зеленой линии со странным и сложным названием "Метробудивников имени Ващенка".
3. "Спортивная" - редчайший односвод с переходом в центральной части зала:


Салтовская (синяя) линия. Открыта в 1984 году, 8 станций, 10 км.
4. Все начинается с "Исторического музея" (обратите внимание на интересные "молекулярные" светильники):


Станция "Университет" (пересадка на "Госпром") не получилась, а жаль: своими боковыми балкончиками она напоминает "Комсомольскую"-радиальную. По пути на северо-восток линия пересекает реку Харьков по длинному крытому метромосту.

5. Героив Праци" ("Героев Труда"), конечная:


Алексеевская линия (8 станций, 12 км), самая новая, и самая активно строящаяся на сегодняшний день. Была открыта уже после провозглашения независимости, первый участок заработал в 1995 году.

Станция с самым длинным и убогим названием во всей Восточной Европе и Средней Азии: "Метробудивникив имени П.Г.Ващенка" (который к метростроению имел лишь то отношение, что случилось ему быть первым секретарем харьковского обкома во времена первого метростроительства) интересна своим эскалаторным ходом, поднимающимся на переход к "Спортивной" из середины центрального зала (а не из торца, как у нас обычно), чем напоминает некоторые современные китайские и вообще какие-нибудь другие, не-советские метрополитены.

6. Путевая стена и эскалаторный ход на "Метростроителей":


7. "Архитектора Бекетова" (ближайшая к ХАТОБу):


8. Самая, пожалуй, красивая - "Ботанический сад", возведена в теле насыпи через овраг Саржин Яр:


9. "Алексеевская", нынешняя конечная (продолжение линии будет открыто уже в этом, 2012 году):


В заключение - несколько снимков, тематически относящихся к городскому транспорту. Начнет с легендарной канатной дороги. Харьковская канатка - очень редкий случай (в СССР - вообще единственный) использования канатной дороге как реального городского транспорта. Пока не была построена зеленая линия метро, огромный жилой массив Павлова поля был фактически отрезан от заводов Саржиным Яром. Появилось оригинальное решение в виде канатной дороги через овраг, на которую каждое утро выстраивалась очередь из местных жителей. Одно время в обращении были даже проездные билеты специально на канатку.
10. Северная станция канатной дороги:

Однако с обретением независимости и сменой экономического курса потоки переориентировались с производства на купи-продай, и канатная дорога постепенно захирела. Она все еще продолжает работать, но часы работы (ежедневно с 11:00 до 16:00) говорят сами за себя.
11. Кабинки канатной дороги над Саржиным Яром:

12. Еще одна легенда Харькова - 26 трамвай. На маршруте работают только двойники (и все равно народ едет словно сельди), линия соединяет Белгородское шоссе, аэропорт Харьков-Северный и ХАЗ, куда метро еще не планируется, со станцией "Киевская":

13. На закуску - занесенный снегом путь Харьковской детской железной дороги (сейчас уже, наверное, работает), еще один редкий случай, когда рельсы ДЖД не были выкорчеваны и проданы, а дети - не отправлены пить пиво по подъездам:



Tags: Украина, канатные дороги, метро, мои путешествия, трамвай, транспорт, фотографии
Subscribe

  • МЭРский Дед Мороз

    Что-то лето поднадоело уже, вспомнил зиму. Кто-нибудь помнит, как 10 лет назад, на новый, 2006 год Дмитрия Донского переодели Дедом Морозом? Тогда,…

  • Ульяновск. День Воздушного Флота России

    1. Сегодня, в третью субботу августа, на Ульяновском заводе "Авиастар-СП", бывшем УАПК, традиционный день открытых дверей, приуроченный к Дню…

  • Рио-де-Жанейро. Метрополитен

    Учитывая 6,5 миллионов населения (11 млн. включая агломерацию) и площадь города почти на четверть больше старой Москвы, нынешней системе метро Рио…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • МЭРский Дед Мороз

    Что-то лето поднадоело уже, вспомнил зиму. Кто-нибудь помнит, как 10 лет назад, на новый, 2006 год Дмитрия Донского переодели Дедом Морозом? Тогда,…

  • Ульяновск. День Воздушного Флота России

    1. Сегодня, в третью субботу августа, на Ульяновском заводе "Авиастар-СП", бывшем УАПК, традиционный день открытых дверей, приуроченный к Дню…

  • Рио-де-Жанейро. Метрополитен

    Учитывая 6,5 миллионов населения (11 млн. включая агломерацию) и площадь города почти на четверть больше старой Москвы, нынешней системе метро Рио…